Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь
Кроме того, существенным фактором является значительное увеличение внешнего долга. Данное явление связано с мировым финансовым кризисом, однако оно еще долгое время будет оказывать существенное влияние на финансы государства, поскольку средства, направленные на обслуживание внешнего долга - это средства, которые не были вложены в здравоохранение, образование, культуру и другие отрасли экономики. Следовательно, - обслуживание внешнего долга - это отрицательный фактор и чем выше внешний долг, тем сильнее его негативное влияние на экономику страны. Еще одним следствием данного обстоятельства является то, что государство будет стремиться к увеличению доходной части бюджета с тем, чтобы внешний долг составлял бы в итоге не слишком большую часть расходов или, проще говоря, чтобы бюджету было легче обслуживать внешний долг.
Значительное влияние будет в будущем оказывать на финансовую систему вступление Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Предполагается, что данный вид интеграции позволит Беларуси получить свободный доступ на рынки этих стран, а также доступ к ресурсам на условиях полного равноправия субъектов хозяйствования. Однако, следует учитывать также и то, что и на рынок Республики Беларусь получают свободный доступ предприятия России и Казахстана. Объективно данное явление безусловно имеет положительную направленность в виде усиления конкуренции, однако на первоначальном этапе конкуренция может быть н ев пользу отечественных предприятий. В любом случае пребывание Республики Беларусь в таможенном союзе будет оказывать прямое влияние на состояние финансовой системы государства, в том числе на объем доходной части бюджета.
Вступление в таможенный союз и увеличение внешнего долга - это два взаимоисключающих обстоятельства, каждый из которых окажет свое влияние (положительное и отрицательное) на формирование доходов бюджета в долгосрочной перспективе. Степень их влияния на бюджет страны будет определяться эффективностью финансовой политики государства и в разные периоды времени может быть разным.
Кроме того, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:
. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многовариантному составлению проекта бюджета; повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;
. Проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);
. Совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения.
Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5