Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь
Ни в одном теоретическом исследовании не было получено надежных оценок оптимального уровня налогообложения или бюджетных расходов. За последние 15 лет было проведено множество межгосударственных исследований факторов роста с использованием самых тонких методов эконометрического анализа. Один из главных выводов состоит в том, что наличие огромного числа оказывающих воздействие на результат и тесно взаимосвязанных переменных обусловливает сравнительную неустойчивость полученных результатов: в зависимости от набора рассматриваемых факторов, временного периода и выборки стран оценка роли определенной переменной может заметно меняться. Такая ситуация способствовала развитию «метаисследований», в которых делается попытка формальными или неформальными методами выделить наиболее устойчивые связи. В число факторов, продемонстрировавших устойчивое влияние на темпы роста, следует включить:
исходный уровень душевого ВВП (при прочих равных условиях бедные страны растут быстрее);
качество институтов (защищенность прав собственности, исполнение законов и т.п.);
качество экономической политики государства и бюрократического аппарата;
степень открытости экономики;
некоторые показатели качества «человеческого капитала» (например, продолжительность жизни).
Отсутствие (или слабость) эмпирической связи между экономическим ростом и «размерами государства» при теоретически обоснованном наличии его оптимальных размеров свидетельствует о том, что либо экономический рост вообще нечувствителен к уровню налогообложения, либо фактические показатели налоговой нагрузки в среднем находятся близко к оптимуму. В первом случае ускорить рост за счет снижения налогов вообще невозможно. Во втором случае это реально только в тех странах, где налоговая нагрузка чрезмерна (намного больше, чем в сопоставимых по душевому доходу странах). Только тогда снижение налоговой нагрузки целесообразно, а при сравнительно низком уровне налогообложения его дальнейшее уменьшение может даже оказаться вредным [14, c. 29].
Следовательно, проблема каждого предприятия становится проблемой государственной. Однако, не стоит забывать, что интересы предприятия не могут в корне отличаться от интересов всего государства в целом. Естественные различия интересов, находящихся в определенных пределах, не могут являться неразрешимым антагонизмом. По нашему мнению решение задачи налоговой нагрузки на каждом предприятии в отдельности скажется на решении этой проблемы в государственном масштабе, что приведет к выходу на второй этап.
Анализируя доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь за 2008 - 2009 гг., можно определить основные особенности его развития:
. Усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, что выражается, например, включенностью различных фондов целевого назначения в государственный бюджет.
. Поддержание социальной направленности системы финансирования расходов государственного бюджета.
. Наличие недостаточно рациональной структуры доходов и расходов бюджета.
. Устойчивый рост бюджетного дефицита и государственного долга, а также преобладание внешних источников их финансирования.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5