Источники оказания финансовой помощи бюджетам
Согласно БК РФ, ФФПР, начиная с 2005 года, ежегодно индексируется, то есть растет вместе с увеличением индекса потребительских цен. Эта мера, ведущая к «замораживанию» величины фонда в реальном выражении, на самом деле снижает эластичность ФФПР, что само по себе неверно. Если предположить, что в перспективе количество дотационных регионов, например, сократиться, было бы логично предусмотреть и уменьшение величины фонда, независимо от уровня инфляции. И наоборот, если Правительство планирует и в дальнейшем проводить политику централизации бюджетных доходов, то было бы целесообразно увязать величину фонда с объемом поступлений средств в федеральный бюджет.
Второй базовый элемент системы финансовой поддержки регионов - Федеральный фонд компенсаций, созданный в 2001 году, формируется и распределяется с целью обеспечения равных возможностей финансирования из консолидированных бюджетов субъектов Федерации расходов на реализацию социальных федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Распределение субвенций фонда проводится между всеми без исключения субъектами Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом в необходимых случаях коэффициентов удорожания бюджетных услуг).
Общий объем средств из ФФК конкретному субъекту РФ определяется путем суммирования субвенций на обеспечение мер социальной поддержки, на реализацию федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2007 год» утверждены следующие направления и размеры субвенций, выделяемых из ФФК:
а) субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальные услуг отдельным категориям граждан в сумме 81 712,6 млн. руб., предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействие радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
б) субвенции бюджетам субъектов РФ на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», в сумме 3 782,9 млн. руб.;
в) субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в сумме 5 200,0 млн. руб., предусмотренных ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ»;
д) субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в сумме 4 314,0 млн. руб.;
е) иные направления в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
В 2007 году объем ФФК составляет 153130,2 млн. руб. или 33,5 % от общих расходов на финансовую помощь субъектам РФ и в 2 раза выше уровня 2006 г. (табл. 4).
Объем средств, выделенных из ФФК Чувашской Республике в 2007 году, составил 875,8 млн. руб., что также в два раза больше средств, выделенных в 2006 году, а в абсолютном выражении сумма была увеличена на 437,8 млн. руб.
В целом бюджету Чувашской Республики выделяется около 0,6 % средств от общей суммы ФФК.
Таблица 4
Динамика средств ФФК и сумм финансовой помощи, выделенных Чувашской Республике, за 2005-2007 гг. (млн. руб.)
Показатели |
Сумма в 2005 году |
Сумма в 2006 году |
Сумма в 2007 году |
Прирост 2007 г. к 2006 г. |
| | | |
в руб. |
в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ФФК |
33386,2 |
73855,6 |
153130,2 |
79274,6 |
107,3 |
в т. ч. Чувашской Республике |
183,4 |
438,0 |
875,8 |
437,8 |
100,0 |
Доля Чувашской Республики в общем объеме ФФК, % |
0,54 |
0,59 |
0,57 |
х |
х |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7