Пути совершенствования налогового контроля, осуществляемого в
рамках налоговых проверок нефтегазодобывающего комплекса
Нефтегазодобывающий комплекс играет немаловажную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней, кроме того, определённый отпечаток накладывает и интернационализация бизнеса. Мировая практика налогового контроля подтверждает необходимость нестандартных подходов при осуществлении контрольных функций по отношению к крупным хозяйствующим субъектам
Стремление нефтяных компаний России максимально централизовать материальные и финансовые потоки с целью минимизировать не только издержки производства, но и уплату налогов в рамках действующего законодательства в последнее время приобрело чёткую направленность.
Исследование проблем, связанных с низкими показателями выигрыша контролирующими органами споров в судах и эффективности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, доказывает, что действенность налогового контроля напрямую зависит от тщательного предпроверочного анализа и предварительных тематических выездных налоговых проверок.
Тем не менее, основой налогового контроля выступает учёт налогоплательщиков, без чего никакой контроль не возможен. В настоящее время крупнейшие налогоплательщики состоят на налоговом учёте на основании ст. 83 НК РФ по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Под учётом налогоплательщиков в целях осуществления налогового контроля, подразумевается ведение единого государственного реестра налогоплательщиков на основании учётных данных налогоплательщика, включающих в себя копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, уставных и учредительных документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации. При этом в ст.83 НК РФ сказано, что ФНС России вправе определять особенность постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков.
На основании Приказа МНС России от 31 августа 2001 года №ВГ-3-09/319 «Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков - российских организаций» налогоплательщики рассматриваемой категории подлежат постановке на налоговый учёт в межрегиональной ИФНС по крупным налогоплательщикам, не зависимо от места своего нахождения, разведки, нефтедобычи, транспортировки, переработке и реализации нефти и нефтепродуктов, подпадающие под критерии, установленные ФНС России по категории крупнейших налогоплательщиков, находящимся на территории РФ. При этом в свидетельстве по постановке на налоговый учёт изменяется лишь код причины постановки на налоговый учёт.
На базе вышеназванного документа был разработан Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 г. №85н «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков». Приказ регулирует действия по передаче материалов о крупнейшем налогоплательщике от инспекции, в которой он состоит на учете по месту своего нахождения, в межрегиональную (межрайонную) инспекцию. Передаче подлежат также данные лицевых счетов налогоплательщика.
Администрирование крупнейших налогоплательщиков - нефтяных компаний не изменяет потоки налоговых платежей в бюджеты разного уровня, а изменяет направление информационных потоков о начисленных и поступивших суммах налогов и сборов, о состоянии расчётов крупнейших налогоплательщиков с бюджетами разных уровней, что позволяет эффективнее анализировать поступившую информацию, как по консолидированному налогоплательщику, так и в дальнейшем по отрасли в целом, и планирование более эффективных мероприятий налогового контроля.
С изданием Приказа ФНС РФ по образованию отраслевых инспекций сделан первый шаг к созданию организационной структуры, обеспечивающей налоговый контроль производственных процессов от нефтяной скважины до АЗС, а крупнейший налогоплательщик при этом имеет отношения по всей цепочке в основном с одним налоговым органом.
Не менее актуальна проблема, стоящая перед межрегиональной инспекцией ФНС - это определение места предоставления декларации. НК РФ и специальные законы по отдельным налогам предусматривают подачу деклараций от места постановки на налоговый учёт до места добычи полезного ископаемого.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5