Пути совершенствования налогового контроля, осуществляемого в
рамках налоговых проверок нефтегазодобывающего комплекса
Также в проекте содержится перечень источников информации, из которых можно получать сведения о ценах, чего нет в ст. 40 НК. Однако эти источники в большинстве своем являются малодоступными для налогоплательщиков (например, сведения о бухгалтерской и статистической отчетности организаций, об объектах рыночной оценки), а следовательно, проблема получения информации решена не до конца. Законопроект не устанавливает последовательности и условий использования источников. Все это может повлечь значительные расхождения в определении цены налогоплательщиком и инспекцией.
Одновременно налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, новые виды которой предусматривает законопроект. В частности, ст.129.3 НК будет устанавливать штраф в 40 процентов от неуплаченной суммы за неуплату (неполную уплату) налога в результате применения цены, не соответствующей рыночной, и за непредставление при этом по запросу ФНС <http://taxpravo.ru/rubrics/topic100012> России сведений, обосновывающих применение цен. Также предлагается ввести ответственность за непредставление уведомления о контролируемых сделках - штраф за это будет составлять 5 тыс. руб.
Министерство финансов РФ, однако, предлагает не применять штрафные санкции за трансфертное ценообразование в 2011-2012гг., ссылаясь на то, что с точки зрения российской действительности автоматически взаимозависимыми лицами считают очень многие компании с государственным участием, несмотря на то, что фактически между ними никакой взаимной зависимости нет, например Газпром и Роснефть.
При организации проверочных и оперативно-розыскных мероприятий в отношении структур, подконтрольных нефтегазодобывающему комплексу, необходимо учитывать, что сотрудникам налоговых органов и органов внутренних дел противостоит значительный финансовый, политический, кадровый, материально-технический и информационный потенциал управляющих компаний, включая противодействие хорошо организованных и оснащенных служб безопасности, укомплектованных лицами с опытом оперативно-розыскной деятельности. Благодаря высокой доходности, нефтяные предприятия (в особенности, экспортно-ориентированных предприятий) обеспечивают себе стабильность кадрового состава и хорошую защищенность внутренней, в т.ч. финансовой информации. В разработке схем минимизации налоговых отчислений с использованием легальных возможностей, предоставляемых действующим законодательством, а также так называемых "узких" мест в нормативно-правовой базе участвуют высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции, экономики и финансов.
Разработка предприятий, расположенных на территории отдельных округов и входящих в нефтегазодобывающий комплекс , силами отдельных территориальных органов затруднена в силу характерной особенности управления этого комплекса- как, правило, органы управления и собственно производственные структуры расположены на территории различных регионов (например, компании, управляющие финансами, расположены главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных центрах). При этом отследить движение финансовых и товарных потоков бывает сложно из-за наличия целой цепочки посредников, расположенных вне зоны оперативного обслуживания округа. Довольно часто данные о фактически отгруженной продукции находятся на предприятии, а данные о платежах сосредоточены в управляющих компаниях.
Все эти обстоятельства препятствуют осуществлению действенного контроля за деятельностью многоотраслевых холдингов.
С учетом вышеизложенного в числе задач первоочередной важности видится разработка и реализация комплекса организационных, правоохранительных и методических мер по усилению оперативного контроля со стороны органов внутренних дел за деятельностью и процессом развития нефтегазодобывающего комплекса. В числе этих мер целесообразно предусмотреть:
сбор и обобщение информации по наиболее крупным предприятиям, контролируемым нефтегазодобывающим комплексом;
разработку и внедрение системы мониторинга финансово-хозяйственных связей и деятельности наиболее значимых российских предприятий и их структурных подразделений с использованием ресурсов других государственных органов;
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5