Пути совершенствования налогового контроля, осуществляемого в
рамках налоговых проверок нефтегазодобывающего комплекса
Структурные особенности и обусловленные ими функциональные особенности нефтегазодобывающего комплекса определяют необходимость развития аналогичной, «динамически-сетевой» организации механизма противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений в сфере функционирования этого комплекса силами правоохранительных органов. В числе важнейших мер по данному направлению может стать принятие Федерального закона, направленного на изменение Налогового кодекса в части трансфертного ценообразования (ст.20 и ст.40 НК).
В феврале 2010 г. Государственная дума <http://www.seemore.ru/?keywid=4221046> приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в первую часть Налогового кодекса в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения. Проект закона направлен на борьбу с налоговой оптимизацией, которая возможна при заключении сделок с использованием трансфертного ценообразования.
По мнению разработчиков, существующий механизм проверки цен на соответствие их рыночным не позволяет в полной мере противодействовать уклонению от налогообложения при совершении подобных сделок, поскольку ст. 20 НК содержит ограниченный перечень лиц, которые могут быть признаны взаимозависимыми. Несмотря на то, что ст.40 НК предусматривает несколько оснований для проверки цен по сделке, доначислить налоги и пени можно только в одном случае: при отклонении цены сделки на 20 процентов от цены по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного времени.
Предлагается ввести понятие «контролируемые сделки» и новый вид налогового контроля в отношении таких сделок. Контролируемыми будут признаваться, в частности, сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе с участием посредников, когда взаимозависимы конечные звенья цепи, а также все внешнеторговые сделки, предметом которых является международная биржевая торговля такими товарами, как нефть и нефтепродукты, черные, цветные и драгоценные металлы, а также драгоценные камни.
Сделки между взаимозависимыми лицами на внутреннем рынке будут признаваться контролируемыми, если сумма доходов и расходов от всех этих сделок превышает 1 млрд. руб. в год, или их предметом является объект обложения НДПИ по адвалорной ставке.
Одновременно значительно расширен (до 11 пунктов) список лиц, которые будут признаваться взаимозависимыми. К ним относятся, в частности:
) организации и их учредители (физические и юридические лица) с долей участия более 20%;
) организации с одним учредителем, а также организации с одним директором;
) организация и члены совета директоров этой организации (иных других органов управления);
) учредители доверительного управления, доверительный управляющий и выгодоприобретатели, а также доверительный управляющий и организация, которой он управляет;
) лица, представители которых взаимозависимы, а также лица, если одно из них и представитель другого являются взаимозависимыми;
) лица, состоящие в браке, родстве, свойстве, усыновитель и усыновленный, попечитель (опекун) и подопечный.
Как и ранее, взаимозависимость лиц может установить суд, при этом ограничений здесь практически нет, единственное условие - возможность влияния одной из сторон на цену сделки.
Столь широкий и одновременно открытый перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми создает возможность увеличения количества сделок, признаваемых контролируемыми, до бесконечности. Фактически единственным ограничением является сумма доходов и расходов от этих сделок. Проблема в том, что до конца не ясно, какую сумму имел в виду законодатель, вводя формулировку «сумма всех доходов и расходов от сделки». К тому же механизм учета этих доходов и расходов не прописан в законопроекте.
Но наиболее радикально законодатели подошли к вопросу контроля соответствия цен по сделкам рыночным. Налогоплательщик должен сам решить, что совершенная им сделка является контролируемой, и также самостоятельно определить, насколько цена сделки соответствует рыночной, используя один из шести предложенных методов. В случае отклонения цены сделки от рыночной разница между полученными доходами и теми, которые могли быть получены, если бы цены были «правильными», должна быть учтена при налогообложении.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5