Анализ финансовых результатов предприятия
Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.
Валовая рентабельность (R6) отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой).
Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как рентабельность основной деятельности (R7), которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат. Более информативным является анализ рентабельности активов (R4,) и рентабельности собственного капитала (R5).
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.
Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность (показатель R4 , в таблице 5), его еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
В показателе рентабельности активов (R4) результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг).
Таблица 1 - Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)
Наименование показателя |
Способ расчета |
Пояснения |
Рентабельность продаж |
Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции | | |
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности |
Показывает уровень прибыли после выплаты налога | | |
Чистая рентабельность |
Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки | | |
Экономическая рентабельность |
Показывает эффективность использования всего имущества организации | | |
Рентабельность собственного капитала |
Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R5 оказывает влияние на уровень котировки акций | | |
Валовая рентабельность |
Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки | | |
Рентабельность основной деятельности |
Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат | | |
Рентабельность перманентного капитала |
Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок | | |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7