Методические положения расчета показателей экономической
эффективности инвестиционных проектов
Притоки и оттоки принципиально отличаются от доходов и расходов. Существуют определенные номинально-денежные расходы (обесценивание активов, амортизация основных средств), которые уменьшают чистый доход, но не влияют на потоки реальных денег, так как номинально-денежные расходы не предполагают операций по перечислению денежных сумм. Все расходы вычитаются из доходов и влияют на сумму чистой прибыли, но не при всех расходах требуется реальный перевод денег. Такие расходы не влияют на поток реальных денег. С другой стороны, не все денежные выплаты (влияющие на поток реальных денег) финансируются как расходы. Например, покупка товарно-материальных запасов или имущества связана с оттоком реальных денег, но не является расходом.
Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.
Для дополнительной оценки коммерческой эффективности определяются следующие факторы: срок полного погашения задолженности (определяется только для участников с заемными средствами); доля участника в общем объеме инвестиций (только для участников, предоставляющих свое имущество или денежные средства для финансирования проекта).
. Бюджетная эффективность проекта.
Бюджетная эффективность проекта - это эффективность проекта для бюджетов различных уровней при принятой схеме финансирования проекта (с учетом бюджетных льгот, дотаций и пр.).
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответственного (федерального, регионального, местного) бюджета.
Основной показатель - бюджетный эффект - это превышение доходов над расходами.
Интегральный бюджетный эффект представляет собой превышение интегральных доходов бюджета над интегральными расходами бюджета и рассчитывается по формуле:
, (2.14)
где t - номер шага расчета;
Т - горизонт расчета;
Е - норма дисконта;
Бt - бюджетный эффект на t-ом шаге.
В состав расходов бюджета включаются:
средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
- кредиты центрального банка, региональных и уполномоченных банков, выделяемые в качестве заемных средств отдельным участникам и подлежащие компенсации за счет бюджетов;
прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;
выплаты по государственным ценным бумагам;
государственные или региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;
средства из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации ущерба от реализации проекта.
В состав доходов бюджета включаются:
o налог на добавленную стоимость, социальный налог и все иные налоговые поступления с учетом льгот, рентные платежи;
o увеличение (уменьшение - со знаком «минус») налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
o таможенные пошлины, акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
o дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпускаемым с целью финансирования проекта;
o эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6