Проблемы учета крупнейших налогоплательщиков
В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками ФНС России приказом от 9 сентября 2009 г. N САЭ-3-01/444@ утвердила Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами. Налоговое ведомство потребовало от налоговых инспекций обеспечить с 1 ноября 2009 г. исполнение этого документа
Согласно ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики учитываются в налоговых органах по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, принадлежащих ей объектов недвижимости и транспортных средств; Минфин России вправе определять особенности учета крупнейших налогоплательщиков. Ранее эти полномочия принадлежали МНС России.
Согласно Порядку определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденному приказом МНС России от 31.08.2005 N БГ-3-09/319, к административным полномочиям создавать специализированные территориальные налоговые органы по работе с крупнейшими налогоплательщиками (межрайонные инспекции) добавились полномочия создавать специализированные федеральные учреждения - межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, а также полномочия устанавливать новые основания постановки на учет.
В соответствии с абзацем четвертым Порядка постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в той межрегиональной (межрайонной) инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах в соответствии с приказом МНС России, то есть установленные НК РФ основания постановки на учет Порядком не учитываются.
Постановка на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика заменяет постановку на учет налогоплательщика по месту его нахождения.
Отсюда следуют несколько выводов.
Во-первых, налоговый учет по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика становится необязательным, хотя НК РФ требует от налогоплательщика встать на налоговый учет по месту своего нахождения (подпункт 2 п.1 ст.23, п.1 ст.83 НК РФ). Таким образом, МНС России де-факто аннулировало действие нормы НК РФ об учете по месту нахождения организации.
Во-вторых, принадлежность к крупнейшим налогоплательщикам становится самостоятельным основанием постановки на учет, дополняющим и заменяющим те основания, которые установлены ст.83 НК РФ.
В-третьих, постановка на налоговый учет - это обязанность налогоплательщика (подпункт 2 п.1 ст.23 НК РФ). Он исполняет эту обязанность своими активными действиями: обращается в налоговый орган с соответствующим заявлением в порядке, определенном ст.84 НК РФ. Принятие налогоплательщика на учет, перерегистрация, снятие с учета - все эти процедуры в силу ст.84 НК РФ невозможны без инициативы самого налогоплательщика.
В-четвертых, снятие крупнейшего налогоплательщика с учета в территориальном налоговом органе по месту своего нахождения тут же создает для этого налогоплательщика новую обязанность вновь встать на налоговый учет в том же налоговом органе, но уже по другому основанию.
НК РФ должен устанавливать критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим, поскольку, устанавливая право налогового ведомства определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, НК РФ тем самым создает и обязанности этих самых крупнейших налогоплательщиков следовать указаниям налоговых органов. Однако в НК РФ не определен круг лиц, которым это предписание адресовано.
Перейти на страницу:
5 6 7 8 9 10 11