Проблемы учета крупнейших налогоплательщиков
Определение особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков нельзя рассматривать как делегирование законодателем налоговому (финансовому) ведомству права устанавливать какие-либо элементы обязанности встать на налоговый учет еще и по следующим причинам.
Во-первых, делегирование должно быть явно выраженным. В данном случае этого нет. Напротив, НК РФ устанавливает и определяет все элементы обязанности налогоплательщика встать на налоговый учет, не оставляя тем самым предмета для делегирования в этой сфере. Только вопросы установления учетных процедур, не урегулированные НК РФ, могут быть (и являются) предметом поручения законодателя.
Статьей 84 НК РФ указаны состав сведений, которые должны содержаться в налоговом учетном документе, сроки утверждения новых форм заявлений о постановке на налоговый учет, другие нюансы порядка постановки на учет. Если уж законодатель настолько подробно сам урегулировал даже детали, то "особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" вряд ли могут касаться чего-то существенного, тем более затрагивающего права и обязанности налогоплательщиков.
При подготовке части первой НК РФ законодатель исходил из необходимости всячески ограничить нормотворческие функции налогового ведомства. НК РФ исчерпывающе и сугубо конкретно перечисляет те проблемы, нормативные решения которых поручены МНС России.
Согласно прежней редакции части 1 ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, в том числе налоговые органы, издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях; эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Это общее правило должно применяться и при выявлении содержания ст.83 НК РФ, действовавшей на момент принятия налоговым ведомством актов о регистрации крупнейших налогоплательщиков. Данной статьей НК РФ законодатель не уполномочил налоговое ведомство принять нормативный правовой акт по вопросу регистрации крупнейших налогоплательщиков. Однако это не препятствует принятию налоговым ведомством другого акта - приказа, инструкции или методических указаний. Такие акты не относятся к законодательству и обязательны только для налоговых органов (часть 2 ст.4 НК РФ). В этом случае речь идет не об акте, принятом на основе законодательного делегирования, а об акте, принятом в целях обеспечения выполнения закона.
Это подтверждается и обстоятельствами принятия приказа МНС России от 16.04.2008 N САЭ-3-30/290 "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях".
Он не прошел государственной регистрации и не был надлежащим способом опубликован, что не соответствует Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (п.10, 17, 19), утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.
Вышеуказанный приказ МНС России вводился в действие со дня его подписания (п.14 Приказа), что также характерно не для нормативных актов, а для внутриведомственных документов.