Проблемы учета крупнейших налогоплательщиков
Во-вторых, принадлежность к крупнейшим налогоплательщикам становится самостоятельным основанием постановки на учет, дополняющим и заменяющим те основания, которые установлены ст.83 НК РФ.
Однако определение "особенностей" постановки на учет не может состоять в изменении и дополнении налоговым ведомством положений законодательства.
В-третьих, постановка на налоговый учет - это обязанность налогоплательщика (подпункт 2 п.1 ст.23 НК РФ). Он исполняет эту обязанность своими активными действиями: обращается в налоговый орган с соответствующим заявлением в порядке, определенном ст.84 НК РФ. Принятие налогоплательщика на учет, перерегистрация, снятие с учета - все эти процедуры в силу ст.84 НК РФ невозможны без инициативы самого налогоплательщика.
Уведомительный порядок перерегистрации крупнейших налогоплательщиков не соответствует ст.84 НК РФ.
Можно предположить, что уведомительный порядок постановки на учет крупнейших налогоплательщиков был избран ввиду ожидаемого невыполнения инициативы МНС России. Крупнейшие налогоплательщики могли бы с полным правом заявить, что выполнили свою обязанность по налоговому учету, что перепостановка их на налоговый учет по основанию, не предусмотренному НК РФ, незаконна, поэтому "перевыполнение" обязанностей не входит в их планы. В такой ситуации "явочный" порядок налогового учета намного облегчает задачи налоговых органов.
В-четвертых, снятие крупнейшего налогоплательщика с учета в территориальном налоговом органе по месту своего нахождения тут же создает для этого налогоплательщика новую обязанность вновь встать на налоговый учет в том же налоговом органе, но уже по другому основанию. Это объясняется тем, что, как правило, по месту нахождения налогоплательщика расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, транспортные средства.
Пока налогоплательщик состоит на учете в территориальном налоговом органе по одному из оснований, у него не возникает обязанности повторных регистрации в том же органе по другим основаниям. Но при снятии его с учета по основанию места нахождения и при наличии на той же территории объектов недвижимости и транспортных средств налогоплательщик в силу ст.83 НК РФ обязан вновь встать на налоговый учет в той же инспекции.
Таким образом, действием третьего лица создается обязанность налогоплательщика, не существовавшая ранее. Такие последствия определения особенностей учета крупнейших налогоплательщиков не основаны на законе.
Слово "особенность" означает характерное, отличительное свойство кого-, чего-нибудь1. Для обладания особенностью надо прежде всего иметь общность с тем кругом явлений, в котором проводятся сравнения. "Особенное" является в то же время и похожим.
"Особенное" не следует путать с "разным" - неодинаковым, несходным. НК РФ не предоставляет налоговому ведомству права устанавливать какой-либо иной порядок регистрации крупнейших налогоплательщиков, несходный с тем порядком, который установлен настоящим Кодексом. Право устанавливать особенности постановки на учет не означает возможность отступлений от норм НК РФ.
Само понятие "особенности постановки" относится к регистрационным процедурам налоговых органов и не может затрагивать права и обязанности налогоплательщиков. "Постановка" - это способ делать что-нибудь, организация чего-нибудь1. "Постановка" - это существительное, означающее действие. Налоговое ведомство вправе определить особенности этого действия - этапы, стадии, объем необходимых документов и сведений и т.д. Иначе говоря, "особенности постановки" должны быть адресованы налоговым инспекциям: как они должны действовать при поступлении от крупнейших налогоплательщиков заявлений о принятии на налоговый учет или о снятии с учета.