Проблемы учета крупнейших налогоплательщиков
Налогоплательщик должен быть уверен в том, что он встал на налоговый учет именно в той инспекции, которая определена законом, и в дальнейшем никакой другой налоговый орган не сможет предъявить к нему претензий в связи с нарушением порядка учета, сдачи отчетности и т.д.
Так же как любое мероприятие налогового контроля, налоговый учет является ограничением прав граждан и организаций, поскольку налагает на них определенные обязанности, невыполнение которых чревато применением мер ответственности. Поэтому в соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации условия и формы налогового учета должны определяться законом.
Согласно подпункту 2 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом. Таким образом, только НК РФ устанавливает обязанность граждан и организаций встать на налоговый учет.
Установить такую обязанность - значит, определить основания ее возникновения, порядок и сроки выполнения, ответственность за нарушение установленных правил.
НК РФ устанавливает каждый элемент обязанности встать на налоговый учет.
Нарушение обязанности встать на налоговый учет становится причиной привлечения налогоплательщика к административной или даже уголовной ответственности. Согласно ст.108 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только за нарушение закона.
Следовательно, только невыполнение установленных НК РФ требований относительно регистрации может быть наказуемым.
С этой точки зрения, никакие элементы, составляющие существо обязанности, также не могут содержаться вне НК РФ.
Ранее действовавшее Положение об особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц, утвержденное приказом МНС России от 15.12.1999 N АП-3-10/399 (далее - Положение 1999 года), предусматривало, что особенности налоговой регистрации крупнейших налогоплательщиков состояли в том, что эти субъекты регистрировались в специальных налоговых органах, установленных МНС России. Однако такая регистрация проводилась по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, недвижимости, транспортных средств, то есть по определенным в ст.83 НК РФ основаниям.
Согласно Положению 1999 года налоговым органом, установленным МНС России, являлась инспекция МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками, а в случае ее отсутствия на территории субъекта Российской Федерации - иной установленный МНС России налоговый орган. Таким "иным налоговым органом" могло быть, по смыслу Положения 1999 года, УМНС России по субъекту Российской Федерации или другая уполномоченная инспекция в данном субъекте Российской Федерации.
Положение 1999 года предусматривало, что крупнейший налогоплательщик должен был подавать заявление о постановке на учет по месту своего нахождения в установленный МНС России налоговый орган, расположенный на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого данный налогоплательщик прошел государственную регистрацию.
Регистрация крупнейших налогоплательщиков по местам нахождения их обособленных подразделений, недвижимости и транспортных средств также проводилась в инспекциях по работе с крупнейшими налогоплательщиками, расположенных в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7