Проблемы учета крупнейших налогоплательщиков
Таким образом, изначально МНС России рассматривало свои полномочия определять особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков как сугубо административные, заключавшиеся в праве создания специализированных территориальных налоговых органов, реализующих свои полномочия в границах субъектов Российской Федерации. Основания постановки на учет при этом не изменялись, хотя определенное искажение этих оснований уже было допущено: местонахождение организации имеет куда более точный адрес, чем указание на субъект Российской Федерации, где эта организация расположена. Поэтому регистрацию в налоговых органах краевого, областного, республиканского уровня вряд ли можно признать регистрацией по месту нахождения организации.
Позднее взгляд МНС России на свои полномочия изменился: согласно Порядку определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденному приказом МНС России от 31.08.2005 N БГ-3-09/319 (далее - Порядок), к административным полномочиям создавать специализированные территориальные налоговые органы по работе с крупнейшими налогоплательщиками (межрайонные инспекции) добавились полномочия создавать специализированные федеральные учреждения - межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, а также полномочия устанавливать новые основания постановки на учет.
В соответствии с абзацем четвертым Порядка постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в той межрегиональной (межрайонной) инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах в соответствии с приказом МНС России, то есть установленные НК РФ основания постановки на учет Порядком не учитываются.
Постановка на учет в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам проводится в уведомительном порядке. Процедура учета начинается с запроса специализированной инспекцией документов учетного дела налогоплательщика у той налоговой инспекции, в которой крупнейший налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения. После их получения крупнейшему налогоплательщику направляются уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика - юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и свидетельство о постановке на учет.
В соответствии с абзацем девятым Порядка ранее выданное Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации признается недействительным с даты получения крупнейшим налогоплательщиком Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации1.
Таким образом, постановка на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика заменяет постановку на учет налогоплательщика по месту его нахождения.
Отсюда следуют несколько выводов.
Во-первых, налоговый учет по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика становится необязательным, хотя НК РФ требует от налогоплательщика встать на налоговый учет по месту своего нахождения (подпункт 2 п.1 ст.23, п.1 ст.83 НК РФ). Таким образом, МНС России де-факто аннулировало действие нормы НК РФ об учете по месту нахождения организации.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8