Направления развития источников оказания финансовой помощи
бюджетам
Анализ распределения финансовой помощи субъектам РФ через бюджетные фонды свидетельствует о необходимости совершенствования действующего механизма межбюджетных отношений, а также о наличии целого ряда недостатков, которые заключаются в следующем:
а) трансферты из ФФПР занимают самый высокий удельный вес в структуре финансовой помощи регионам. Однако распределение средств ФФПР производится без учета многообразных форм межбюджетных отношений, на основе только среднедушевых показателей;
б) завышение среднедушевых доходов по регионам, получающим финансовую помощь, по сравнению с теми, кто ее не получает, в частности, связанное с многократностью и многоканальностью финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъектов РФ их федерального бюджета;
в) выделяемая финансовая помощь из федерального бюджета не увязана с целями и задачами долгосрочной государственной экономической политики. Она в основном направляется на текущие расходы регионов и не оказывает существенного воздействия на активизацию инвестиций;
д) текущий характер бюджетного выравнивания не влияет на изменение структуры экономики регионов, тем самым закрепляются сложившиеся различия в уровне бюджетной обеспеченности. Кроме того, выделяемые трансферты из ФФПР не имеют целевой направленности, они используются субъектами Федерации по своему усмотрению, т.е. по экономическому содержанию трансферты остаются дотациями [12, с. 39];
е) проверка фактических результатов от использования средств финансовой помощи практически невозможна из-за сложной и запутанной методики расчета трансфертов для каждого региона.
Серьезный недостаток действующего механизма распределения финансовой помощи состоит в том, что применяются не взаимосвязанные, а разрозненные и к тому же однозначно не регламентированные понятия бюджетных средств. Поэтому сфера действия каждой из форм межбюджетных отношений, их сочетания, конкретной величины перераспределяемых с их помощью финансовых ресурсов всякий раз определяются по-разному, индивидуально. В результате влияние этих методов оказывается разноплановым, а зачастую взаимоисключающим, противоречивым, что приводит к администрированию и субъективизму в принятии решений.
Таким образом, действующий механизм распределения финансовой помощи в Российской Федерации не решает кардинально проблему бюджетного выравнивания регионов, а также развития доходной базы их бюджетов.
И, несмотря на то, что в части, касающейся налоговых полномочий, провозглашен постепенный отказ от принципа расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и предусматривается при прочих равных условиях зачисление 100% поступлений по определенным видам налогов и сборов в бюджет одного уровня, все же при этом наиболее значимые реальные доходы центр по-прежнему оставляет за собой. Перечень региональных и особенно местных налогов ограничивается малозначимыми видами налогов, явно недостаточными для финансирования расходов регионального и местного характера и проведения самостоятельной налоговой политики.
Следовательно, обуславливается необходимость совершенствования источников оказания финансовой помощи. С этой целью Правительством РФ разработана Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006-2008 годах, в которой определено следующее:
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5