Направления совершенствования бюджетного процесса в современных условиях
Результаты мониторинга дебиторской задолженности получателей бюджетных средств должны учитываться при планировании бюджета на текущий период. Бюджетные проектировки составляются с учетом возможного сокращения дебиторской задолженности получателей бюджетных средств по основным статьям бюджетной классификации.
В рамках третьего направления предлагается внедрение на уровне муниципального образования методики расчета платежеспособности (кредитоспособности) местного бюджета с учетом действующих и планируемых обязательств (включая кредиторскую задолженность) на среднесрочный период и методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность муниципального образования. Платежеспособность местного бюджета оценивается на основе нескольких показателей, совокупность которых составляет рейтинговую оценку кредитоспособности. Величину рейтинга определяет вес (уровень значимости) каждого показателя. В зависимости от изменения приоритетов бюджетной и долговой политики администрация муниципального образования может изменять вес того или иного показателя рейтинга, однако необходимо учитывать, что частое изменение уровней значимости показателей может усложнить анализ кредитоспособности в динамике из-за постоянного изменения базового рейтинга (в сравнении с которым производится текущий рейтинг). Анализ бюджета производится также по динамике каждого показателя в отдельности для принятия своевременных мер исправления отклонений данного показателя. Расчет рейтинга проводится путем деления суммы произведений значений показателей и их весов на сумму весов. Ведение рейтинга кредитоспособности осуществляется в дополнение к мониторингу исполнения местным бюджетом нормативов Бюджетного кодекса РФ по размеру дефицита бюджета, объему долга и т.д.
Также возможно применение методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность муниципального образования. Процедуры планирования обязательств разработаны на основе концепции долговой емкости бюджета, то есть экономически приемлемого уровня обязательств, погашение и обслуживание которых в любой момент времени может быть произведено за счет доходов бюджета муниципального образования. При этом предусматривается раздельное планирование прямых краткосрочных обязательств, привлекаемых для финансирования временных кассовых разрывов, долгосрочных обязательств, привлекаемых для финансирования дефицита бюджета, а также муниципальных гарантий. Процедура планирования прямых и условных обязательств реализуется в три основных этапа: анализ расходов на погашение и обслуживание уже принятых прямых обязательств и планирование резерва по принятым условным обязательствам; планирование операций рефинансирования и досрочного погашения долговых обязательств; планирование вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.
Утверждение порядка осуществления мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях субъекта РФ. Указанная оценка даст возможность выявления наиболее слабых аспектов управления муниципальными финансами, кроме того, позволит определять "отстающие" муниципальные образования.
Основными направлениями совершенствования мониторинга и оценки организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях следует считать:
расширение (изменение) состава показателей мониторинга и оценки организации и осуществления бюджетного процесса;
оценку среднего уровня организации и осуществления бюджетного процесса;
проведение оценки динамики за последний отчетный год средней по муниципальным образованиям оценки организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях в сравнении с предыдущим финансовым годом.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8